Рисование стрекозы: Стиплинг пером и тушью

Начинающие художники обычно выбирают рисование пером в качестве начальной техники, потому что она прощает — пара странных точек, вероятно, не испортит произведение. Также относительно легко контролировать точность точек (и рисунка в целом) — вероятно, это проще, чем работать с разнообразными штрихами.

С другой стороны, создание многослойной сети точек требует довольно много времени. Существует множество мнений о том, уместно ли сочетать стипплинг со штриховкой. Некоторые художники предпочитают «чистый» стипплинг, в то время как другие предпочитают включать в стипплинг линии и различные виды штриховки.

Позвольте мне показать вам мой подход и процесс сочетания различных техник в рисунке тушью. В этом уроке мы создадим рисунок красивой стрекозы, смешивая черные и яркие, разноцветные точки. Стипплинг не ограничивается одним цветом, в конце концов!

Художественные принадлежности для этого рисунка

Для этого проекта я’ буду использовать:

  • Черные чернильные линеры, номера ширины 0.05 и 0.1.
  • Цветные ручки — светло-голубая, темно-синяя и фиолетовая.
  • Графитовый карандаш HB и ластик для создания подрисовки.

Размер моих работ относительно небольшой — 17×23 см (или примерно 6,5″ на 9″). Выбор бумаги зависит от вас, но я предпочитаю гладкую белую бумагу. Другой вариант — гладкая или пергаментная бристольская бумага.

Пожалуйста, используйте чернильные линеры или ручки любой марки, которая вам нравится или которая у вас есть. Конечно, приветствуется творческий подход — выбирайте любые дополнительные цвета, если хотите!

Art Supplies for Stippling with Ink

Основная техника рисования красками

Когда следует использовать стипплинг

Перед тем, как мы погрузимся в процесс наброска “конечного” произведения искусства, давайте’ изучим возможности техники стипплинг. Стоит подумать о том, что можно сделать на таком рисунке, как этот, поскольку у степлинга есть много способов применения.

Некоторые из них:

  • Создание иллюзии песка, почвы, пыли и других подобных текстур;
  • Рисование облаков, брызг и тумана;
  • Различные бархатистые, пушистые, ворсистые текстуры;
  • Изображение тонких и, особенно, прозрачных объектов, например, крыльев насекомых;
  • Изображение светлых объектов, например, крыльев насекомых.
  • Светлые объекты на рисунке;
  • Подчеркните резкий переход от более темного к более светлому значению;
  • Подчеркните темные значения и усильте тени, не перегружая рисунок в целом;

Все, что имеет много тонких, изысканных деталей;

  • Рисовать объекты, которые находятся далеко от зрителя и расположены где-то на заднем плане.

В дополнение к этому списку, степлинг — отличный способ нарисовать все, что имеет тонкие изменения величины, включая широкий спектр объектов или ненавязчивый размытый фон. Даже пара точек, добавленных в нужном месте, может украсить вашу работу и сделать ее более интересной.

Как развить стиплинг в рисунке

Проще говоря, стиплинг — это создание узора, состоящего из точек.

Чем больше точек ставится на бумаге и чем ближе они расположены друг к другу, тем темнее становится значение. Накладывая все больше и больше точек, мы можем создать иллюзию тени и разработать плавный переход между более светлыми и более темными значениями.

Важно приучить свои глаза и руку ставить новые точки в промежутках между существующими, создавая гармоничный узор. Эта концепция может показаться очевидной, но в то же время сложной. Это всего лишь вопрос баланса между заполненными и незаполненными участками поверхности в пределах плоскости изображения.

На рисунке ниже показан пример того, как промежутки между точками могут сами по себе быть выразительным средством, формируя формы и силуэты, создавая иллюзию рельефа и текстуры. Вот почему важно использовать это пространство с умом.

Балансировка точек в стебельчатом рисунке

Давайте рассмотрим несколько примеров штриховки с помощью стиплинга.

На изображении ниже вы найдете интересный эффект, который достигается путем добавления более равномерных слоев точек (от одного слоя до четырех):

Создание более темных значений с помощью стиппинга

Помните, чем выше концентрация точек, тем темнее значение!

А вот пример градации значений с помощью стиплинга.

Я создал эту градацию значений, используя линеры разной ширины: 0.05, 0.1 и 0.3. Более крупные точки создают более выраженный, грубый рисунок, а более мелкие точки создают впечатление тонкой, почти гладкой текстуры.

Варьирование стиплинга для создания различных эффектов

Добавление точек другого цвета значительно расширяет ваши возможности. В этом проекте у нас будет три вспомогательных цвета, поддерживающих и варьирующих узор из черных точек.

Вместе эти цвета создают образец, полный прекрасных нюансов!

Стипплинг разными цветами

Станьте увереннее с помощью стиппинга

Полезно потренироваться в рисовании, прежде чем переходить к окончательному варианту. Вы можете нарисовать пару небольших прямоугольников, используя карандаш и линейку, и заполнить их точками. Вот несколько вариантов:

  • Создайте ровный слой точек, используя любую подводку, которая вам нравится. Обратите внимание на промежутки между точками — они так же важны, как и узор из точек.
  • Создайте переход от одной точки к другой.
  • Создайте переход от более светлого к более темному значению, используя только один лайнер.
  • Играйте с линерами разной ширины, делая точки больше и меньше.
  • Нарисуйте ‘линию’, состоящую из точек. Попробуйте изменить интервалы между точками.

Я также рекомендую нарисовать форму (например, круг/сферу) и заполнить ее точками, чтобы создать базовую, стилизованную иллюзию объема.

Упражнение по рисованию стиплинга

Если вы’ собираетесь использовать цветные точки в сочетании с черными, попробуйте создать и соответствующий образец. Важно знать, как все эти точки будут выглядеть вместе!

Советы и рекомендации по стиплингу

Нюансы имеют значение, и следует учитывать следующий список переменных

  • Как вы держите инструмент;
  • Степень давления на перо;
  • Угол между стержнем пера и бумагой имеет большое значение;
  • Размещение бумаги. (Если у вас есть привычка поворачивать свою работу во время рисования, это повлияет на результат, который вы получите).

В некоторых случаях (особенно если степлинг — единственная техника, используемая в вашей работе) последовательность в создании точечного узора помогает достичь желаемого результата.

Иногда подставка для бумаги, расположенная под углом, вместо того, чтобы рисовать просто на плоском столе, тоже имеет значение. Проще говоря, экспериментируйте и выясняйте, что вам больше подходит.

Многие художники предпочитают рисовать степплером, держа линер или перо под углом 90° по отношению к бумаге. Изменение угла повлияет на характер точек — они могут исказиться или поблекнуть. Ниже приведена иллюстрация этой концепции.

Стипплинг под углом

Во время рисования держите руку как можно более расслабленной и следите за тем, чтобы ваши движения были быстрыми, когда вы отрываете кончик пера от бумаги. Нерешительные движения могут создать неприятные следы, похожие на хвост, которые приведут к небрежным, неправильным запятым.

Неаккуратный штрих

Как бы то ни было, в искусстве нет строгих правил. Если вам нравится рисовать точки со спонтанными «хвостами» и это приносит вам желаемый результат, пожалуйста, не стесняйтесь, продолжайте делать то, что приносит вам удовольствие!

Сделайте легкие штрихи подводкой. Процесс растушевки может привести к тому, что ваша рука немного устанет. Хорошей идеей будет сделать небольшой перерыв, сделав несколько упражнений для пальцев и запястий. Кроме того, слишком сильное давление на инструмент повредит его наконечник и сократит срок службы.

Если вам нужно создать большие, жирные точки, лучше использовать лайнер с более широким кончиком, который делает такие точки естественными, а не пытаться создать эти большие знаки с помощью тонкого лайнера.

При разработке значений старайтесь размещать точки спонтанно, немного хаотично. Результат будет более естественным. Иногда лучше придерживаться определенного шаблона и располагать точки в ровный ряд, но такие случаи редки, и результат может выглядеть “жестким” и несколько механическим.

Техника стипплинга

Стипплинг — это трудоемкая техника, она требует терпения и самоотдачи. Если вы новичок, я рекомендую начинать с небольших упражнений и маленьких работ, варьируя ритм и давление, чтобы найти то, что подходит именно вам. Делайте перерывы так часто, как считаете нужным.

Стипплинг может быть своего рода медитацией или способом достичь своего “состояния потока”.

Как сочетать стиплинг, линии и штриховку

Если вас интересует «чистая» техника степлирования без включения линий и штриховки, смело пропускайте эту часть. Здесь мы рассмотрим несколько простых, но эффективных способов создания гармонии между различными техниками рисования.

Одно из преимуществ комбинирования техник — ускорение процесса. Добавление штриховки позволяет сэкономить время, что также является бонусом для тех, кому не хватает терпения.

Первый метод применяется к контурам на рисунке. Вы можете использовать как точки, так и короткие штриховки для создания прерывистой пунктирной линии.

Первый метод применяется к контурам на рисунке.

Обводка контуров штриховкой

Лично мне нравится этот прием, потому что он помогает сделать контуры на вашем рисунке достаточно четкими и “читаемыми”. Стиппельные работы часто бывают слегка “размытыми”, и создать четкие контуры бывает непросто.

Чем ближе объект на рисунке, тем толще и непрерывнее линия контура. Объекты, находящиеся далеко на расстоянии, требуют более тонкого края и большего количества точек в контурах. Это создает ощущение атмосферы.

Даже те части контурной линии, которые являются непрерывными, должны ощущаться органично — строгая линия, например, проведенная с помощью линейки, может стать противоречивым элементом.

Еще один отличный подход — поместить штриховку поверх точечного слоя. Обратный способ тоже работает. Вы можете создать слой штриховок, а затем покрыть его точками.

Вы можете создать слой штриховок, а затем покрыть его точками.

Тип используемой штриховки зависит от вас. Иногда описание контура с помощью штриховки является лучшим вариантом, а в других случаях достаточно слоя простой параллельной штриховки.

Пример такого сочетания вы можете увидеть на изображении ниже.

Стиплинг и штриховка вместе

Важно грамотно выбирать инструменты. Слишком толстые штриховки будут отвлекать внимание. Вот почему я предпочитаю использовать более тонкую подводку для штриховки и более широкую подводку для растушевки. Приведенный выше образец был сделан с использованием чернил 0,05 и 0,1, и результат получился более гармоничным.

Используя этот подход, вы можете придать рисункам глубину, подчеркнуть рельеф объектов и создать иллюзию объема.

Сочетание точек и штриховки — мощный инструмент для создания иллюзии текстуры. Ниже вы найдете иллюстрацию того, как слой штихеля и группы коротких штриховок работают вместе для создания текстуры и рельефа.

Я использовала для этого карандаш 0,5 мм.

Я использовал лайнер 0,05 для штриховки и лайнер 0,1 для стиппинга.

Стипплинг и штриховка для текстуры

Успешное смешение техник требует мастерства и опыта. Позвольте мне поделиться с вами одним из моих опытов.

Много лет назад я экспериментировал с иллюстрацией, изображающей различных персонажей в средневековом замке. Я использовал штриховку для интерьера, одежды и всех предметов. Но когда дело дошло до штриховки лиц, я решил, что кончик моего пера слишком широк, и перешел на штриховку.

Результат оказался не таким приятным, как я себе представлял. Точки создали странную, неровную текстуру, которая контрастировала со всем остальным на рисунке.

Нет ничего плохого в том, чтобы принимать неправильные решения, которые не работают. Мы учимся таким образом! Так что не бойтесь экспериментировать.

Рисование стрекозы

Теперь мы готовы двигаться дальше. Давайте начнем с карандашного наброска.

Моя цель — стилизованное произведение искусства, поэтому я не буду использовать какую-то конкретную референсную фотографию стрекозы. Но если вы считаете необходимым использовать фотографию-референс, пожалуйста, используйте.

Я очерчиваю основные контуры стрекозы, конструируя ее из свободных форм. Я также добавляю общие контуры окружающих ботанических элементов. Тонкая рамка по внешним краям оставлена для баланса и обрамления произведения искусства.

Карандашный набросок стрекозы перед добавлением краски

Крылья стрекозы являются центральной точкой рисунка. Они расположены в центре произведения искусства и имеют причудливый, изысканный узор. На крыльях и на части тела нужно добавить разноцветные точки. Но прежде чем мы перейдем к этапам нанесения краски, необходимо лучше понять узор крыльев.

Ниже вы найдете изображение части крыла. Это всего лишь стилизованный вариант, поскольку крылья стрекозы отличаются по размеру, пропорциям и узору.

Рисунок крыльев стрекозы

Это может показаться немного сложным. Чтобы заполнить форму крыла более мелкими элементами, художник должен видеть и понимать мелкие сегменты. Этот набор может выглядеть следующим образом:

Мелкие сегменты в крыле стрекозы

Крупный план выше создан с помощью тонких линий и точек.

В нашей готовой работе, где стрекоза имеет контекст и находится на некотором расстоянии, мы не сможем использовать линии, чтобы передать все мельчайшие детали. Вот почему я предлагаю использовать стипплинг. Давайте продолжим с подрисовкой.

Я уточняю контуры стрекозы, а затем добавляю детали, чтобы насекомое выглядело правдоподобно. Прорабатываются сегменты брюшка, грудки и крыльев. Не стесняйтесь придумывать отдельные элементы, чтобы добавить интерес к вашей стрекозе!

Я также определяю природную среду, рисуя контуры длинных листьев, веток и фрагмента дерева. Цель — заполнить нижнюю часть работы интересной растительной жизнью.

Карандашный подрисовка стрекозы

Начнем рисовать!

С помощью туши 0.1 (черной) я наношу точки на голову стрекозы, включая ее большие глаза и тело. Более светлые участки, такие как верхняя часть головы и центральная линия “хвоста”, требуют меньшего количества точек.

Начальные штриховые следы

Я очерчиваю контуры точками и короткими линиями, используя подводку 0,1.

Я также подчеркиваю темные участки элементов окружающей среды, нанося точки и соблюдая примерно равные интервалы. Единственное исключение — некоторые участки текстуры коры деревьев.

Stippling ink to draw plants and trees

Добавляю еще один слой 0,1 стиппинга к элементам в нижней части рисунка. Пришло время увеличить контраст, но для этого мы’будем работать медленно. Когда дело доходит до туши, даже маленькие точки не так-то просто удалить!

Я также использую короткие штрихи, чтобы добавить детали текстуры дерева и нарисовать маленькие круги узора коры ветки в левой части рисунка.

Добавление глубины с помощью штриховки

Я добавляю группы тонких штрихов, сделанных лайнером 0,05, в более темные области, добавляя глубину рисунку. Я уделяю особое внимание отбрасываемой тени под стрекозой и всему, что находится у нижнего края рисунка.

Объекты, находящиеся на переднем плане, должны быть детализированы, поскольку эта область находится ближе к зрителю. Я оставляю сегментированное брюшко стрекозы («хвост») относительно светлым, позволяя ему немного слиться с фоном.

Кроме того, я добавляю группы групп на переднем плане.

Я также добавляю группы маленьких точек на фон, создавая эффект размытости.

Stippling the body of the dragonfly

Я разрабатываю крылья цветными точками, смешивая светло-голубой, темно-синий и фиолетовый цвета. Я также добавляю несколько точек к глазам и телу стрекозы.

В создании красочных линий и узоров существует порядок. Верхняя часть крыльев в основном светло-голубая, затем темно-синяя, и, наконец, фиолетовая — ближе к голове. Конечно, при желании можно включить и дополнительные цвета.

Отдельные точки здесь довольно крупные, поскольку я’ работаю с перьями .5, ширина которых составляет 0,45 мм. Хотя ширина перьев одинакова, вы можете варьировать нажим. Более легкое нажатие создает более мелкую точку.

Стипплинг цветными чернилами

Красочные точки привлекают слишком много внимания и слишком сильно выделяются сами по себе. Поэтому я разбавляю их маленькими черными точками, сделанными черной подводкой 0,05. Цель — создать аппликацию, которая приглушает чистую яркость синих и фиолетовых точек.

Тонкий черный стиплинг создает приятный сглаживающий эффект и объединяет крыло по внешнему виду. Я наношу больше точек на нижние стороны крыла (линии, которые находятся ближе к голове).

Как и в случае с крыльями, я наношу больше точек на нижние стороны крыла (линии, которые находятся ближе к голове).

Крылья прозрачные, поэтому я добавляю намек на них на тело и ногу, которые видны.

Я также обязательно затемняю характерные черные пятна возле кончиков крыльев.

Добавление черных точек для приглушения цветов с помощью стиппинга

В качестве завершающего штриха я добавляю несколько светло-голубых и пурпурных точек на голову и тело стрекозы.

Для увеличения контраста я добавляю больше 0,05 черных штрихов на отбрасываемую тень под стрекозой.

Работа завершена! Я рассматривал возможность заполнения верхней части рисунка на заднем плане маленькими точками, но в итоге решил отказаться от этого. Моя цель — оставить рисунок как можно более легким, свежим и атмосферным.

Pen and Ink Drawing of a Dragonfly

Заключение

Поздравляю — мы создали вдохновленный природой рисунок пером и тушью со стиплингом! Спасибо, что присоединились ко мне в этом замечательном путешествии, когда мы изучали способы нанесения растушевки и балансировки цветов. Мы многое рассмотрели, и я надеюсь, что вы нашли несколько полезных советов для своего творческого процесса.