Основные принципы работы с фигурами и слоями-фигурами в Photoshop

В этом уроке мы изучим основные принципы работы с фигурами и слоями-фигурами в Photoshop! Для начала мы научимся использовать пять инструментов для работы с геометрическими фигурами — инструмент Прямоугольник, инструмент Скругленный прямоугольник, инструмент Эллипс, инструмент Полигон и инструмент Линия. Затем, в следующем уроке, мы научимся добавлять в документы более сложные фигуры с помощью инструмента Photoshop Custom Shape Tool.

Многие считают Photoshop программой для редактирования фотографий, и если бы вы попросили кого-нибудь порекомендовать хорошую программу для рисования, Adobe Illustrator, как правило, был бы в начале списка. Это правда, что возможности Illustrator по рисованию и иллюстрированию намного превосходят возможности Photoshop, но Photoshop имеет больше возможностей для рисования, чем можно ожидать от пиксельного редактора изображений, во многом благодаря инструментам Shape и слоям Shape, которые позволяют легко добавлять простую векторную графику и фигуры в наши проекты и макеты.

В этом уроке мы рассмотрим все возможности Photoshop.

Этот учебник предназначен для Photoshop CS5 и более ранних версий. Пользователи Photoshop CS6 могут ознакомиться с полностью обновленным уроком «Как рисовать векторные фигуры в Photoshop CS6»

.

Инструменты для работы с фигурами

Photoshop предоставляет на выбор шесть инструментов «Фигура» — инструмент «Прямоугольник», инструмент «Скругленный прямоугольник», инструмент «Эллипс», инструмент «Полигон», инструмент «Линия» и инструмент «Произвольная фигура», и все они расположены в одном месте на панели инструментов. По умолчанию на панели инструментов отображается инструмент «Прямоугольник», но если щелкнуть на значке этого инструмента и удерживать кнопку мыши в течение секунды или двух, появится выпадающее меню, в котором будут показаны другие инструменты для работы с фигурами:

При выборе инструмента «Фигура», если вам нужно переключиться на другой инструмент, нет необходимости возвращаться на панель инструментов (хотя при желании это можно сделать), поскольку Photoshop предоставляет нам доступ ко всем инструментам «Фигура» непосредственно из Панели опций в верхней части экрана. Например, я выберу инструмент «Прямоугольник» на панели инструментов:

При выборе инструмента «Прямоугольник» на панели параметров появляется ряд из шести значков, каждый из которых представляет отдельный инструмент «Фигура». Инструменты перечислены слева направо в том же порядке, в котором они появляются на панели инструментов, поэтому у нас снова есть инструмент «Прямоугольник», инструмент «Скругленный прямоугольник», инструмент «Эллипс», инструмент «Многоугольник», инструмент «Линия» и инструмент «Пользовательская фигура». Просто нажмите на один из значков, чтобы выбрать нужный инструмент:

Опция «Слои фигур»

Перед тем как начать рисовать фигуры, сначала нужно указать Photoshop, какой тип фигуры мы хотим нарисовать, и под этим я не имею в виду прямоугольники или круги. На самом деле Photoshop позволяет нам рисовать три совершенно разных вида фигур — векторные фигуры, пути или пиксельные фигуры. Более подробно мы рассмотрим различия между этими тремя видами и причины, по которым вы захотите использовать каждый из них, в другом учебнике, но в большинстве случаев вы захотите рисовать векторные фигуры, которые являются теми же типами фигур, которые мы рисуем в программе типа Illustrator. В отличие от пикселей, векторные фигуры не зависят от разрешения и полностью масштабируемы, что означает, что мы можем делать их настолько большими, насколько нам нравится, и изменять их размер так часто, как нам нравится, без потери качества изображения. Края векторных фигур всегда остаются четкими и резкими, как на экране, так и при печати.

Чтобы нарисовать векторные фигуры, выберите опцию Слои фигур на панели параметров. Это первая из трех иконок в крайнем левом углу (опция «Контуры» — средняя из трех иконок, за ней следует опция «Заливка пикселей» справа):

.

Выбор цвета для фигуры

Выбрав опцию «Слои фигуры», нам нужно выбрать цвет для фигуры, для чего щелкните на цветной образец справа от слова Цвет на панели параметров:

.

Photoshop откроет Color Picker, где мы можем выбрать цвет, который хотим использовать. Я выберу красный. Нажмите OK после выбора цвета, чтобы выйти из Color Picker:

.

Color Picker in Photoshop.

Не бойтесь выбрать неправильный цвет для фигуры, если вы не уверены, какой цвет вам нужен. Как мы увидим, слои фигуры позволяют легко вернуться и изменить цвет фигуры в любое время после ее рисования.

Инструмент «Прямоугольник»

Как можно догадаться из названия, инструмент «Прямоугольник» позволяет рисовать прямоугольные фигуры с четырех сторон. Просто щелкните в документе, чтобы задать начальную точку для фигуры, затем, удерживая кнопку мыши нажатой, перетащите мышь по диагонали, чтобы нарисовать остальную часть фигуры. По мере перетаскивания вы увидите тонкий контур того, как будет выглядеть фигура:

Когда вы будете довольны видом фигуры, отпустите кнопку мыши, после чего Photoshop зальет фигуру цветом, выбранным на панели параметров:

Рисование фигуры из центра

Если вам нужно нарисовать прямоугольник (или любую другую фигуру) из центра, а не из угла, щелкните внутри документа в том месте, где должен находиться центр прямоугольника, и начните перетаскивать фигуру, как обычно. Как только вы начнете перетаскивать фигуру, нажмите клавишу Alt (Win) / Option (Mac) и удерживайте ее нажатой, продолжая перетаскивать. Клавиши Alt / Option указывают Photoshop на то, что фигура будет вытягиваться из центра. Это работает со всеми инструментами «Фигура», а не только с инструментом «Прямоугольник»:

Рисование квадратов

С помощью инструмента «Прямоугольник» можно также рисовать квадраты. Чтобы нарисовать квадрат, щелкните внутри документа и начните перетаскивать прямоугольную форму. После начала перетаскивания нажмите клавишу Shift на клавиатуре и удерживайте ее нажатой, продолжая перетаскивать фигуру. Удерживая клавишу Shift нажатой, вы сможете придать фигуре форму идеального квадрата независимо от направления перетаскивания. Вы также можете использовать клавишу Alt (Win) / Option (Mac), чтобы вытянуть квадрат из центра (для этого нажмите и удерживайте Shift+Alt (Win) / Shift+Option (Mac)):

.

И снова Photoshop отобразит только тонкий контур квадрата при перетаскивании, но когда вы отпустите кнопку мыши, Photoshop заполнит его цветом:

Параметры фигуры

Если вы посмотрите на панель параметров, прямо справа от шести значков инструмента «Фигура», вы увидите маленькую стрелку, направленную вниз. При нажатии на стрелку открывается список дополнительных опций для выбранного инструмента «Фигура». Например, при выбранном инструменте «Прямоугольник» щелчок на стрелке вызывает «Параметры прямоугольника».
За исключением инструментов «Полигон» и «Линия», которые мы рассмотрим позже, вы не часто будете пользоваться этим меню, поскольку мы уже научились получать доступ к основным опциям непосредственно с клавиатуры.

К примеру, инструмент «Полигон» и инструмент «Линия», которые мы рассмотрим позже, не являются дополнительными опциями.

Например, по умолчанию выбрана опция Неограниченная, и это обычное поведение инструмента «Прямоугольник», позволяющее нам рисовать прямоугольные фигуры любого размера и соотношения сторон. Опция Квадрат позволяет рисовать квадраты, но для этого достаточно удерживать клавишу Shift при перетаскивании. А опция From Center нарисует фигуру из центра, но, опять же, мы можем сделать это, удерживая клавишу Alt (Win) / Option (Mac) при перетаскивании:

.

Слои фигуры

Перед тем, как мы рассмотрим остальные инструменты фигуры, давайте быстро взглянем на то, что происходит на панели слоев. Если вы помните, в начале урока мы узнали, что для рисования векторных фигур в Photoshop необходимо убедиться, что в панели параметров выбрана опция Shape Layers. Теперь, когда я нарисовал фигуру, мы видим, что в моем документе есть слой Shape, который Photoshop назвал «Shape 1». Каждая новая векторная фигура, которую мы рисуем, размещается на собственном слое Shape, который выглядит иначе, чем обычные слои, основанные на пикселях. Слева от слоя Shape находится значок цветной образец, который отображает текущий цвет нашей фигуры, а справа от него — миниатюра векторной маски:

Ранее я упоминал, что нам не нужно беспокоиться о выборе правильного цвета для фигуры, поскольку мы можем легко изменить ее цвет после того, как нарисовали ее, и мы можем сделать это, дважды щелкнув непосредственно на цветовом образце слоя Shape:

Photoshop снова откроет окно выбора цвета, чтобы мы могли выбрать другой цвет для фигуры. На этот раз я выберу синий цвет:

Color Picker in Photoshop.

Я нажму OK, чтобы выйти из Color Picker, и Photoshop изменит цвет моей квадратной формы с красного на синий:

Справа от образца цвета на слое Shape находится миниатюра векторной маски. Белая область внутри миниатюры представляет нашу фигуру. Векторные маски похожи на пиксельные маски слоя тем, что они раскрывают некоторые части слоя, скрывая другие части. Это означает, что когда мы рисуем векторную фигуру, Photoshop фактически заполняет весь слой выбранным нами цветом, но отображает цвет только внутри области фигуры. Он скрывает цвет в областях за пределами фигуры. Это не обязательно знать для работы с фигурами в Photoshop, но всегда полезно понимать, на что вы смотрите. Серая область вокруг фигуры на миниатюре векторной маски — это область на слое, где цвет скрыт от глаз, а белая область — это область, где цвет виден:

.

Чтобы было легче увидеть, как Photoshop отображает векторную форму, мы можем временно отключить векторные маски, удерживая нажатой клавишу Shift и щелкнув непосредственно на миниатюре векторной маски. На миниатюре появится большой красный символ X, который даст нам знать, что маска теперь отключена:

После отключения векторной маски весь слой отображается в документе, и мы видим, что он полностью заполнен синим цветом, который я выбрал для своей фигуры. Если присмотреться, можно увидеть тонкий контур того места, где фигура находится на слое:

Слой, полностью заполненный цветом, виден при снятой векторной маске.

Чтобы снова включить векторную маску, просто удерживайте Shift и снова щелкните на ее миниатюре в панели слоев. Когда маска снова включена, все цвета за пределами фигуры снова скрыты от глаз, и мы видим только цвет внутри самой фигуры. Белые области вокруг фигуры в окне моего документа образованы слоем «Фон», расположенным под ней:

Синяя фигура снова появляется после включения векторной маски.

После того, как мы рассмотрели слои Shape, давайте посмотрим, какие еще типы фигур можно нарисовать в Photoshop, используя другие инструменты геометрической формы.

Плагин Shortcodes, Actions and Filters: Ошибка в шорткоде [ads-basics-middle]

.

Инструмент «Скругленный прямоугольник»

Инструмент «Скругленный прямоугольник» очень похож на стандартный инструмент «Прямоугольник», за исключением того, что он позволяет рисовать прямоугольники с красивыми закругленными углами. Закругление углов можно контролировать с помощью параметра Радиус на панели параметров. Чем выше введенное значение, тем более закругленными будут углы. Я установлю значение Radius равным 50 px:

Чтобы нарисовать закругленный прямоугольник после ввода значения Радиуса, щелкните внутри документа, чтобы установить начальную точку, затем, удерживая кнопку мыши нажатой, перетащите оставшуюся часть фигуры. Как и в случае с обычным инструментом «Прямоугольник», Photoshop отображает тонкий контур фигуры во время рисования:

Когда вы отпускаете кнопку мыши, Photoshop завершает фигуру и заливает ее цветом:

Здесь еще один прямоугольник, на этот раз значение Радиуса установлено на 150 px, достаточно большое (во всяком случае, в данном случае), чтобы вся левая и правая стороны прямоугольника выглядели изогнутыми:

А вот прямоугольник, но с гораздо меньшим значением Radius — всего 10 px, что дает очень маленькие закругленные углы:

К сожалению, нет возможности предварительно просмотреть, насколько закругленными будут углы при выбранном значении Radius, прежде чем мы нарисуем прямоугольник. Кроме того, мы не можем регулировать значение Radius на лету во время рисования фигуры, как в Illustrator, а Photoshop не позволяет нам вернуться и внести простые изменения в углы после рисования, что означает, что рисование закругленных прямоугольников — это в значительной степени метод проб и ошибок. Если вас не устраивает округлость углов после рисования фигуры, нажмите Ctrl+Z (Win) / Command+Z (Mac), чтобы быстро отменить шаг, затем введите другое значение Радиуса в Панель параметров и попробуйте снова.

.

Так же как инструмент «Прямоугольник» позволяет рисовать квадраты, инструмент «Скругленный прямоугольник» позволяет рисовать закругленные квадраты. Просто удерживайте нажатой клавишу Shift после начала перетаскивания, чтобы скругленный прямоугольник приобрел форму квадрата. Удерживайте клавишу Alt (Win) / Option (Mac) после начала перетаскивания, чтобы вытянуть закругленный прямоугольник (или квадрат) из центра.

Если мы нажмем на маленькую стрелку на панели параметров, чтобы открыть параметры закругленного прямоугольника, мы увидим, что он имеет те же параметры, что и обычный инструмент «Прямоугольник», такие как Неограниченный, Квадрат и От центра, и опять же, мы уже знаем, как получить к ним доступ с клавиатуры:

.

Инструмент «Эллипс»

Инструмент «Эллипс» в Photoshop позволяет рисовать эллиптические или круглые формы. Как и в случае с инструментами «Прямоугольник» и «Закругленный прямоугольник», щелкните внутри документа, чтобы установить начальную точку, затем, удерживая кнопку мыши нажатой, перетащите оставшуюся часть фигуры:

Отпустите кнопку мыши, чтобы завершить фигуру и попросить Photoshop залить ее цветом:

Удерживайте нажатой клавишу Shift после начала перетаскивания инструментом «Эллипс», чтобы придать фигуре форму идеального круга. Если удерживать клавишу Alt (Win) / Option (Mac) нажатой после начала перетаскивания, то фигура будет рисоваться из центра:

.

Нажав на маленькую стрелку в панели параметров, можно открыть параметры эллипса, которые практически идентичны параметрам прямоугольника и закругленного прямоугольника. Единственное отличие, конечно, в том, что инструмент «Эллипс» имеет возможность рисовать круг, а не квадрат:

Инструмент «Полигон»

Инструмент «Полигон» — это то место, где все начинает становиться интересным. В то время как инструмент «Прямоугольник» ограничен рисованием четырехсторонних многоугольников, инструмент «Многоугольник» позволяет рисовать многоугольники с любым количеством сторон. Он даже позволяет рисовать звезды, как мы увидим в ближайшее время.

Введите число сторон многоугольника.

Введите необходимое количество сторон для формы многоугольника в параметр Стороны на панели параметров. Значение по умолчанию равно 5, но вы можете ввести любое значение от 3 до 100:

.

После ввода количества сторон щелкните в документе и перетащите многоугольник. Photoshop всегда рисует многоугольные фигуры из центра, поэтому нет необходимости удерживать клавишу Alt (Win) / Option (Mac). Удерживая клавишу Shift после начала перетаскивания, вы ограничите количество углов, под которыми может быть нарисована фигура, что поможет расположить фигуру так, как вам нужно:

.

Установив параметр «Стороны» на 3 для инструмента «Полигон», мы получаем простой способ нарисовать треугольник:

А вот многоугольная фигура с параметром Sides, установленным на 12:

Рисование звезд с помощью инструмента «Многоугольник»

Чтобы нарисовать звезды с помощью инструмента «Многоугольник», нажмите на маленькую стрелку на панели параметров, чтобы открыть параметры многоугольника, затем выберите Звезда:

.

Выбрав опцию «Звезда», просто щелкните внутри документа и перетащите форму звезды. Параметр Sides на панели параметров контролирует количество точек в звезде, поэтому, например, при значении параметра Sides по умолчанию 5 мы получим пятиконечную звезду:

Изменив значение параметра Sides по умолчанию на 5, мы получим пятиконечную звезду.

Изменив значение параметра Sides на 8, мы получим 8-конечную звезду:

Мы можем создать звездообразную форму, увеличив отступ от точек с помощью параметра Indent Sides By. Значение по умолчанию равно 50{1f909414d1db1e54fccebe0aa9f9e0bcbc29322b343359bc7f16a63bb4481857}. Я увеличу его до 90{1f909414d1db1e54fccebe0aa9f9e0bcbc29322b343359bc7f16a63bb4481857}:

Здесь показана моя форма звезды с отступом, установленным на 90{1f909414d1db1e54fccebe0aa9f9e0bcbc29322b343359bc7f16a63bb4481857}. Я также увеличил количество сторон до 16:

По умолчанию звезды имеют острые углы на концах своих точек, но мы можем сделать их закругленными, выбрав опцию Сглаженные углы:

Здесь показана стандартная пятиконечная звезда с включенной опцией «Сглаженные углы»::

Мы также можем сгладить отступы и сделать их закругленными, выбрав опцию Smooth Indents:

И снова мы получаем другой вид нашей формы звезды:

Инструмент «Линия»

И наконец, инструмент «Линия», который является последним из инструментов Photoshop «Геометрическая фигура», позволяет рисовать простые прямые линии, но с его помощью можно также рисовать стрелки. Установите толщину линии, введя значение в пикселях в параметр Weight на панели параметров. Я установлю значение 16 пикселей:

Затем просто щелкните в документе и перетащите форму линии. Удерживайте клавишу Shift после начала перетаскивания, чтобы ограничить направление, в котором можно провести линию, что позволяет легко рисовать горизонтальные или вертикальные линии:

Для того чтобы добавить стрелки, нажмите клавишу Shift.

Чтобы добавить к линиям наконечники стрелок, нажмите на маленькую стрелку на панели параметров, чтобы открыть опцию Наконечники стрелок. Photoshop позволяет добавлять наконечники стрелок либо в начало, либо в конец линии, либо в оба конца. Если вы хотите, чтобы наконечник стрелки появился в том направлении, в котором вы рисуете линию, что обычно и происходит, выберите опцию Конец. Обязательно выберите этот параметр до рисования линии, поскольку Photoshop не позволяет нам вернуться и добавить наконечники стрелок после того, как линия уже нарисована:

Здесь показана форма линии, аналогичная предыдущей, на этот раз с наконечником стрелки на конце:

Если размер наконечника стрелки по умолчанию вам не подходит, вы можете изменить его с помощью параметров Ширина и Длина. Мы также можем сделать наконечник стрелки вогнутым с помощью опции Concavity. Значение по умолчанию равно 0{1f909414d1db1e54fccebe0aa9f9e0bcbc29322b343359bc7f16a63bb4481857}. Я увеличу его до 50{1f909414d1db1e54fccebe0aa9f9e0bcbc29322b343359bc7f16a63bb4481857}:

Это изменит форму наконечника стрелки. Опять же, убедитесь, что вы установили параметр Вогнутость перед рисованием линии, иначе вам придется удалить фигуру и нарисовать ее снова:

Скрытие контура вокруг фигуры

Если вы внимательно посмотрите на фигуру после ее рисования (независимо от того, какой инструмент «Фигура» вы использовали), вы часто увидите, что вокруг нее появляется тонкий контур, который может раздражать. Контур появляется вокруг фигуры, когда выбрана векторная маска фигуры, и он всегда выбран по умолчанию после рисования новой фигуры.

Если вы посмотрите на слой фигуры в панели слоев, вы увидите, что миниатюра векторной маски имеет белую выделенную рамку, которая говорит нам о том, что маска действительно выбрана. Вы можете скрыть контур вокруг фигуры, отменив выделение векторной маски. Для этого просто щелкните миниатюру векторной маски. Выделенная рамка вокруг миниатюры исчезнет, как и контур вокруг фигуры в документе:

Что делать дальше.

И вот мы и закончили! Это основные принципы работы со слоями Shape и пятью геометрическими инструментами Shape в Photoshop! Далее мы рассмотрим, как добавлять более сложные фигуры с помощью инструмента «Пользовательская фигура»!